Логистика

Логистика на маркетплейсах. Как продавцу сотрудничать со службой доставки через маркетплейс?

20 сентября 2023 г.
4 минуты
Логистика на маркетплейсах. Как продавцу сотрудничать со службой доставки через маркетплейс?
Содержание статьи
Делаем обзор различных моделей логистики на маркетплейсе, выделяем плюсы и минусы каждой из них. Анализируем факторы, которые нужно учитывать селлеру при выборе оптимальной логистической модели.

Маркетплейсы – это одна из возможных площадок как для начинающих, так и для более опытных онлайн-предпринимателей. О достоинствах и недостатках продажи товаров через маркетплейс размышляли здесь.


В этой статье говорим подробнее о том, как продавцу выбрать подходящую логистическую модель на маркетплейсе.   


Основные форматы взаимодействия:


  • FBM (Fulfillment by Marketplace) = FBO (Fulfillment by Operator)
  • FBS (Fulfillment by Seller)
  • DBS (Delivery by Seller)


Рассмотрим далее каждый формат подробнее. 

Fulfillment by Marketplace/Operator

Схема FBM/FBO предполагает, что хранение товара на складе, комплектация, доставка до покупателя и обработка возвратов осуществляется силами маркетплейса. Селлер в таком случае должен упаковать свой товар, промаркировать его и передать на склад маркетплейса. 


В чем плюсы модели FBM/FBO для продавца?

  • Быстрая доставка – ваше конкурентное преимущество. Товар, который уже находится на складе маркетплейса, будет доставлен покупателю быстрее, чем при модели FBS. Это, конечно, играет свою роль, когда потребитель принимает решение о покупке.
  • Отсутствие необходимости арендовать или приобретать склад, не нужно нанимать курьеров или договариваться с сервисами доставки – решение данных вопросов возьмет на себя маркетплейс.
  • Возможность отправки ваших заказов совпадает с географией присутствия пунктов выдачи маркетплейса.

В чем минусы модели FBM/FBO для продавца?

  • Комиссия. Хранение и доставка – это фактически дополнительные услуги, оказываемые маркетплейсом.
  • Селлер не влияет на качество доставки заказов покупателю.
  • Существуют ограничения по объему поставок на склад маркетплейса. Если на складе закончилось место для каких-то категорий товара, вам придется либо перенести свою поставку на ближайшую доступную дату, либо отвезти на другой склад.

Каким селлерам подойдет схема FBM/FBO?

Тем, у кого еще не настроены логистические процессы, у кого нет собственного склада и службы доставки. Не подойдет тем, у кого товар с низкой оборачиваемостью

Fulfillment by Seller

Схема FBS отличается от предыдущей модели тем, что товар до того, как будет продан, хранится на складе селлера.  То есть продавцу нужно отвезти свой товар в сортировочный центр или в пункт приема маркетплейса уже после того, как покупатель оформит заказ на сайте. 


В чем плюсы модели FBS для продавца? 

  • Возможность самостоятельно контролировать остатки своих товаров, их внешний вид и сроки годности.
  • Меньше комиссия маркетплейсу, чем при схеме FBO.
  • Один склад – несколько каналов сбыта товаров. При модели FBS селлер не привязан к складу конкретного маркетплейса и может распределить партии товара по нескольким площадкам. 

В чем минусы модели FBS для продавца? 

  • Покупателю отображается более долгий срок доставки ваших товаров. Площадка ставит сроки с запасом, чтобы исключить риски опоздания доставки, поскольку учитывает, что продавец может не сразу отправить заказы. 
  • Необходимо вовремя отвезти товары в пункт приема. За опоздания маркетплейс назначает штрафы. 

Каким селлерам подойдет схема FBS?

Тем, у кого есть собственный купленный или арендованный склад для хранения товара. 

Delivery by Seller

Схема DBS (на Ozon – realFBS) предполагает, что селлер отвечает и за хранение товара на складе, и за доставку. При данной модели маркетплейс выступает в качестве витрины для товаров. 


В чем плюсы модели DBS для продавца? 

  • Подходит для позиций, которые маркетплейс не обслуживает (например, это могут быть скоропортящиеся, крупногабаритные и некоторые опасные грузы).
  • Свобода выбора транспортных служб, с которыми селлеру сотрудничать. Вместе с тем продавец может выбрать оптимальные сроки и стоимость доставки. Ознакомьтесь с условиями доставки, которые предлагает Л-Пост для продавцов на маркетплейсах.
  • При обработке возвратов отсутствует посредник в виде маркетплейса. 

В чем минусы модели DBS для продавца? 

  • За несоблюдение сроков доставки маркетплейс начисляет штрафы селлеру, а в некоторых маркетплейсах падает рейтинг магазина. 
  • Необходимо место для хранения товаров, а также персонал для сборки и упаковки заказов.

Каким селлерам подойдет схема DBS?

Подходит опытным продавцам, у которых налажены процессы логистики. 

Одна модель или комбинация?

Выбор оптимальной схемы для селлера зависит от нескольких факторов, среди которых можем выделить: 

  • оборачиваемость товара,
  • тип продукции,
  • складские мощности,
  • количество членов в команде и др.

Модели логистики могут комбинироваться: 


А) Например, часть товаров селлеру проще реализовывать по схеме FBS, а часть – по FBO. Товары с хорошим оборотом можно отправлять на склад по FBO, а еще не протестированные позиции продавать по FBS. 


Б) В случае если у вас ассортимент разных габаритов, то в комбинации FBS+DBS крупногабаритные товары будет целесообразнее отправлять по DBS, а остальные – по FBS.


Статья была полезной для вас? Тогда подписывайтесь на наш телеграм-канал и следите за анонсами, чтобы не пропустить выхода нового материала!

971
Поделиться:

Похожие статьи

Логистика
20 июля 2023 г.
Как выбрать службу доставки для интернет-магазина?
189
Логистика
20 июля 2023 г.
Из точки А в точку Б: как работает курьерская доставка
144
Логистика
21 июля 2023 г.
Последняя миля в логистике: что такое, участники процесса, проблемы и стратегии решения
128